Артисты musicAeterna всегда для меня много значили. Вначале я познакомился с ними по записям, когда впервые обнаружил в высшей степени глубокую и ревностную работу Теодора Курентзиса с его ансамблем. Несколько лет спустя именно мотеты Монтеверди вызвали у меня желание сотрудничать с хором musicAeterna, когда я пригласил их для совместной работы с оркестром Le Poème Harmonique в Кракове, Польша, а затем на концертной площадке La Seine Musicale, Франция. Тогда я оценил профессионализм этого коллектива, их чувство ансамбля, баланса, их точность.
Но именно в Перми, когда мы готовили постановку оперы «Фаэтон», я еще лучше узнал этих певцов: их щедрость, отзывчивость — качества, необходимые для того, чтобы исполнять французскую оперу! Конечно, французский язык изначально давался нелегко (сколько раз приходилось методично повторять e, eu, é, è, on, которые так сложно произносить славянским голосам…); впрочем, непросто было и оркестру, которому были непривычны гибкий язык французской фразировки XVII века или элегантная простота музыкального жеста Люлли. Но я помню, что через несколько дней французские музыканты и русские музыканты стали единым целым и что, помимо языков и обычаев, был найден язык, который нас объединил: родился звук нашего Люлли!
Все это происходило в удивительной и уникальной вселенной: зимой 2018 года мы провели в Перми более месяца, окруженные снежной белизной, словно наш Фаэтон, герой солнечного Египта… Все это оставило бесчисленные музыкальные воспоминания и запечатлелось в сердцах наших двух ансамблей, musicAeterna и Le Poème Harmonique: настоящая дружба, связанная силой музыки.