Роберт Уилсон
режиссер
Владимир Познер
телеведущий
31 января оркестр и хор musicAeterna празднуют 20-летие!
На этом восклицании можно было бы и закончить, если бы не жизнь рядом с оркестром и хором и об руку с Основателем и Подвижником Теодором Курентзисом! Это так, и правда, что двадцать лет прошумело, как симфония за один час в концертном зале жизни от Запада до Востока. Что наша жизнь — игра на скрипке, как поется в знаменитой арии! На скрипке в сопровождении хора ударных и медных инструментов. Скрипим, брат Теодор, скрипим, и скрип наш повсюду слышен и многими аплодисментами увенчан. Перечислять успехи, благодарить за постоянную и настоящую дружбу — это потом, при встрече. Сейчас только радостные поцелуи и жаркие объятья! Стартуем в вечность, Маэстро, там Ваше место и, может быть, моё рядом с Вами! Шампанское в студию! Аллилуйя!

Ваш Анатолий Васильев.
режиссер
Анатолий Васильев
Диана Вишнева
прима-балерина
Артисты musicAeterna всегда для меня много значили. Вначале я познакомился с ними по записям, когда впервые обнаружил в высшей степени глубокую и ревностную работу Теодора Курентзиса с его ансамблем. Несколько лет спустя именно мотеты Монтеверди вызвали у меня желание сотрудничать с хором musicAeterna, когда я пригласил их для совместной работы с оркестром Le Poème Harmonique в Кракове, Польша, а затем на концертной площадке La Seine Musicale, Франция. Тогда я оценил профессионализм этого коллектива, их чувство ансамбля, баланса, их точность.

Но именно в Перми, когда мы готовили постановку оперы «Фаэтон», я еще лучше узнал этих певцов: их щедрость, отзывчивость — качества, необходимые для того, чтобы исполнять французскую оперу! Конечно, французский язык изначально давался нелегко (сколько раз приходилось методично повторять e, eu, é, è, on, которые так сложно произносить славянским голосам…); впрочем, непросто было и оркестру, которому были непривычны гибкий язык французской фразировки XVII века или элегантная простота музыкального жеста Люлли. Но я помню, что через несколько дней французские музыканты и русские музыканты стали единым целым и что, помимо языков и обычаев, был найден язык, который нас объединил: родился звук нашего Люлли!

Все это происходило в удивительной и уникальной вселенной: зимой 2018 года мы провели в Перми более месяца, окруженные снежной белизной, словно наш Фаэтон, герой солнечного Египта… Все это оставило бесчисленные музыкальные воспоминания и запечатлелось в сердцах наших двух ансамблей, musicAeterna и Le Poème Harmonique: настоящая дружба, связанная силой музыки.
художественный руководитель ансамбля старинной музыки Le Poème Harmonique
Венсан Дюместр
Александр Сокуров
режиссер
Тут такое дело, дорогие. Вот ходишь-ходишь, билеты ищешь, слушаешь упоительную музыку в концертных залах разных городов планеты, или втыкаешь наушники и по новой утопаешь в студийных и концертных записях. Даже дружишь с некоторыми представителями оркестра и хора.

А потом выясняется неожиданное, что сегодня день рождения — двадцать (20!) лет оркестру MusicAeterna. Того самого, что под управлением Теодора Курентзиса.

Конечно, личность дирижера всегда привлекала внимание и создавала новый почерк, новый смысл, новую интерпретацию. Но, будем честны, Теодор Курентзис, конечно, больше, чем просто дирижер.

Потому что за эти годы он подарил нам упоительного Малера, Прокофьева, Стравинского, но и еще умудрился создать отдельную лабораторию Currentzis Lab и в прямом эфире показывает свои репетиции.

Создал Дом Радио, где открывает новых молодых композиторов, дает им резиденцию и выращивает следующее поколение авторов новой музыки. Про его работу с хором под упр. В. Полонского отдельно.

В общем, немало для 20 лет. Сегодня 31 января у musicAeterna вот такой день рождения.

Любимого у меня много, но для тех, кто не очень в курсе, начните с Реквиема Моцарта и Rameau «The Sound Of Light».
Александр Перепелкин
редакционный директор The Blueprint
Сердечно поздравляю коллектив musicAeterna с юбилеем. Для меня было большой честью оказаться с вами на заре создания musicAeterna.

На память приходят сессия записи «Дидоны и Энея» в Новосибирске и энергетика, которая там возникла.
Были и щедрые вечеринки, но также было много вдохновения, энергии, красоты, радости и солидарности между всеми участниками оркестра и солистами — словно это была одна большая семья. К сожалению, на какое-то время мы потеряли связь, и я очень скучаю по ней…

Надеюсь когда-нибудь снова увидеть всех вас, возможно на мастер-классе или дискуссии, камерном концерте или просто празднике — почему бы и нет, так что я желаю вам всего наилучшего!

Люди, разделяющие одинаково трепетное отношение к музыке, должны держаться друг друга. Люди, которые думают об одном и том же, должны быть вместе. Люди, которые чувствуют то же самое, должны быть вместе. Люди, которые любят друг друга, должны быть вместе. Почему?

Только так они могут изменить мир к лучшему! За свободу, легкость, красоту и любовь!
сопрано
Симона Кермес
Что подарить на день рождения тому, у кого всё есть? Особенно если этот кто-то — оркестр.

Неподражаемому оркестру musicAeterna под управлением маэстро Теодора Курентзиса 20 лет! К юбилею приурочен тур по городам России со 2 по 17 марта, в котором именитый коллектив продемонстрирует, чем же он завоевал всемирную любовь. В числе городов-счастливчиков: Москва, Новосибирск, Пермь, Красноярск и Санкт-Петербург.

А что касается подарка — мудрить не стоит. Подарите себя. Ведь для оркестра не может быть ничего лучше счастливых зрительских лиц. А билеты скоро появятся на Яндекс Афише.
Леонид Слуцкий
футбольный тренер
С особым чувством поздравляю оркестр и хор musicAeterna с 20-летием! Всегда мечтаю оказаться в зоне вашего присутствия. Настраиваюсь на Чудо, и Чудо случается! Ни одного разочарования за все эти годы! Пусть так и будет! Желаю этого всем вам и себе.
галерист, куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Марина Лошак
Елизавета Боярская
актриса
Оркестру musicAeterna — 20 лет!

Оглядываясь на историю исполнительства в России начала XXI века, исследователь или журналист будущего, вероятно, будет воспринимать 2010-е и 2020-е как «эпоху Курентзиса»

Сегодня свой день рождения отмечает, наверное, самый влиятельный музыкальный коллектив последних лет — оркестр и хор musicAeterna. За их проектами и развитием мы следили долгие годы, и теперь рады поздравить их с юбилеем!
Анна И Надежда Михалковы
актрисы
Мне кажется, никому не надо рассказывать, кто такой Теодор Курентзис и насколько круты его оркестр и хор. Правда, я всё же не музыкальный критик, мне сложно написать что-то типа «валторны в третьей части симфонии были особенно хороши». Но я стала ходить на мероприятия, которые находятся где-то между музыкой и визуальным искусством, на перформансы, которых много в дни Дягилевских фестивалей в Перми, на оперы, где визуального искусства не меньше, чем звука, а потом поняла, что музыка гораздо более открыто говорит с нами о том, что происходит здесь и сейчас, чем выставки. И на концертах musicAeterna я нахожу такой важный мне диалог с нашим временем, переживание нынешнего момента, причем, на материале давно ушедших эпох это чувствуется ничуть не хуже.
Елизавета Мороз
режиссер
Поразительно: концерт как будто перенес меня на экспериментальную сцену фестиваля электронной музыки, где звучали модулярные лайвы с искаженными волна-формами, но воплощены они были виртуозной игрой на струнных инструментах на электронной подложке зловещего оттенка.
С днем рождения, musicAeterna! Пусть каждое ваше событие оставляет невероятные впечатления у зрителей!
Познакомилась с musicAeterna и открыла для себя совершенно новый мир. Первая встреча состоялась на концерте-перформансе Songs from the Garden с мистическим сопрано Кристи Михаэль.
Дарья Павленко
прима-балерина
Поздравляю ваш коллектив, вы действительно выдающиеся деятели, очень люблю ваши проекты!
Андреас Мустукис
композитор
После долгого отсутствия в Москве я приехал в очень морозный январь 2024 года. И друзья внезапно позвали на концерт 31 января на Теодора Курентзиса и musicAeterna. Брукнер в Консерватории имени Чайковского.

Я совсем недавно прилетел, было холодно, но музыка меня настроила на безумно позитивный лад. Во время концерта я растворился в музыке, а вечер завершился в очень вкусном ресторане Oltremare. До сих пор вспоминаю этот вечер как очень уютный и теплый и вдохновляющий.
Отдельное спасибо Теодору Курентзису за моё личное развитие. Ездить в Москву, Санкт-Петербург и другие города Европы проблематично, поэтому концерты в Перми стали для меня глотком свежего воздуха в достаточно скудной творческой жизни региона.

После концертов musicAeterna у меня худшие обзоры. Я так сильно погружаюсь в музыку с первой секунды, что не успеваю сделать фото. Я просто убираю все лишнее и наслаждаюсь концертом.
Однажды я решила посетить концерт, о котором давно слышала от друзей. Это было выступление оркестра musicAeterna, известного своими яркими интерпретациями классических произведений.

На концерте, в зале царит окутывающая атмосфера. Золотистый свет мягко освещает сцену, а зрители шепчутся в ожидании начала. Дирижер поднял палочку, и зал замер в тишине…

С первыми аккордами симфонии музыка проникает в каждую клеточку тела. Звуки оркестра настолько живые и насыщенные, кажется, что они рассказывают историю — историю о любви, страсти и надежде. Каждая нота вызывает эмоции.
Среди звучания скрипок, виолончелей и духовых инструментов я ощутила себя частью чего-то большего. Музыка стала моим спутником, который помогал понять чувства и переживания, и в этот момент я поняла: я влюбилась в эту музыку.

После концерта, когда раздались бурные аплодисменты, я осталась сидеть на своем месте, всё еще погруженная в волшебство. Мое сердце билось быстрее от восторга, а мысли были полны музыки. Я знала, что это не просто концерт — это начало новой главы в жизни.

Так началась история любви с музыкой — с того волшебного вечера, когда я впервые услышала звуки оркестра musicAeterna.
Уже к середине программы по щекам покатились слезы, стало светло и легко, кажется, время остановилось.

Музыка — вечна!
Первый раз мне посчастливилось услышать musicAeterna четыре года назад в Зарядье, это был симфонический концерт с исполнением произведений Крама, Пярта, Лахенмана, Пёрселла, Ретинского, Бибера.
композитор-резидент musicAeterna и Дома Радио
Виктория Харкевич
С деятельностью оркестра и хора musicAeterna знакома скорее опосредованно, через Дом Радио как центр искусств, от музыки пришедший к художественному производству на стыке жанров. Мне кажется важным сам факт этого разрастания из музыки как кейс с фокусом на аудиторию и как пример одного видения или, если хотите, идеологического взгляда на искусство. С вполне конкретными запросами, даже планкой и амбициями, ароматом ладана и потрескивающим светом в полумраке. При этом — с объемным полем возможностей для художников и аудитории. По моим ощущениям этот проект значительно повлиял и продолжает влиять на среду Петербурга. Хотелось бы больше таких.

Сердечно поздравляю всех причастных к празднику!
Юрий Клименко
кинооператор
За последние годы мы очаровались и интерьерами Дома Радио, и выставкой про Антона Рубинштейна, и, конечно, музыкой: Брукнером и Дворжаком. По иронии судьбы, в библиотеку в Доме радио не попали, но с интересом ждём, как обновится пространство после открытия. С Днем рождения, друзья!
Наш блог — про книги и библиотеки, и академическая музыка не наш конек, признаемся честно. В первый раз мы пошли на медийное имя Теодора Курентзиса — а остались из-за потрясающей атмосферы. На концертах всё продумано до мелочей: здесь в равной степени рады и слушателю, который во всем разбирается, и тем, кто только знакомится с этим миром. Никто не чувствует себя чужим. В общем, идеальный рецепт для популярности.

Влюбились в подачу и интонацию: дружелюбные сотрудники, буклеты, которые очень приятно держать в руках, общее ощущение большой работы, которая предшествует концерту. Радует, что каждый раз объясняют, какое именно выбрано произведение, какая за ним стоит история, и почему именно его нам предлагают послушать здесь и сейчас.
Ничто не вдохновляет меня так, как живая музыка. Концерты оркестра musicAeterna всегда в самое сердце. Благодаря проекту посчастливилось увидеть Теодора Курентзиса. А сколько невероятных музыкальных открытий произошло благодаря клипам musicAeterna.

От души поздравляю оркестр musicAeterna с 20-летием! Желаю еще больше вдохновляющих проектов, головокружительных успехов и процветания! С нетерпением жду новых музыкальных встреч!
Юрий Молодковец
фотограф
Нам с командой повезло послушать симфонию Брукнера с любимым оркестром musicAeterna. Казалось, что в зале дышат только оркестр и дирижер. Все замерли и вслушивались в безупречное исполнение.

Не припомним таких 15-минутных оваций. Оркестр, хор, маэстро — низкий вам поклон.

Это мы к чему?

Во-первых, ходите, пожалуйста, слушать живую музыку, где и когда можете.
Во-вторых, спасибо проекту — мы теперь знаем точно, где и с кем можно прикоснуться к прекрасному.

Продолжайте радовать и восхищать, с днем рождения!
Встреча с musicAeterna — это всегда волнительно!
Это поистине высокое искусство. Непревзойденный оркестр из талантливых музыкантов, которые меняют стандартное восприятие.

Личность создателя проекта Теодора Курентзиса, поиск новых форм исполнения и проведения концертов, репертуар, неординарные интерпретации Теодора делают этот коллектив уникальным.

Для меня посещение мероприятий musicAeterna — верный способ привести свои мысли в порядок, задуматься о важных вещах, посмотреть на мир с другой стороны. Находясь на концерте, будто попадаешь в другую реальность, где затронуты все чувства, и долгое время после находишься под мощнейшим впечатлением.
Каждый раз эффект превосходит все ожидания!
Владимир Мухин
бренд-шеф ресторанного альянса White Rabbit Family
Стою на первой ступеньке у зеркала в пол. Озорным кудряшкам и красной помаде не удается скрыть растерянность и беспокойство. Тщательно досмотренная, без телефона, зато со сводом правил и требований поведения во время концерта musicAeterna и Теодора Курентзиса, я сто раз пожалела, что иду одна. В кромешной тьме, дымке тумана, путаясь в юбке, поднимаюсь в зал. Аромат ладана успокаивает. Вдыхаю всё глубже и спокойнее. Улыбаюсь. Я как будто совершила переход из мира суетной жизни к жизни духовной, просветленной. И каждый шаг дается всё легче.

Всё, что происходило дальше, останется со мной до моего последнего вдоха. Как я могла ожидать, что струны рояля, брызги бокалов, топот кирпичей, взвизгивания пил и дыхание слов Марины Цветаевой возможно так объединить, чтобы впечатать в память каждый миг и оставить в душе дыру, жаждущую истинной любви.

Теперь у нас так. Я иду на концерт musicAeterna без ожиданий, без жажды чего-то определенного. В моменте, окруженная звуками, я просто хочу понять, что откроется мне, когда я закрою глаза и разлечусь на атомы.
Валентина Луценко
танц-художница, перформер
В прошлом году мне посчастливилось попасть на концерт Теодора Курентзиса и musicAeterna, и этот вечер стал музыкальным откровением. Это была магия, которая останется в памяти навсегда — каждая нота, каждая пауза, каждый взгляд музыкантов рассказывали историю, которую невозможно забыть.

За 20 лет вы не только создали невероятный мир музыки, но и расширили его границы, открывая для нас новые или забытые имена, погружая в репертуар, который поражает своей глубиной и смелостью. Спасибо за вдохновение, за красоту и за то, что наполняете наш обыденный мир настоящим звучащим волшебством. Пусть ваши открытия никогда не заканчиваются, а музыка продолжает менять судьбы и сердца!
Сегодня musicAeterna исполняется 20 лет.

Совместно с musicAeterna мы сделали множество проектов — камерные концерты артистов оркестра и хора, «Распевы» для любителей совместного музицирования, лекции и другие просветительские события. Мы рады, что являемся одной из постоянных площадок в Москве, где звучит музыка в исполнении коллектива — ведь каждое событие становится настоящим откровением. В прошлом году состоялась наша большая совместная премьера с musicAeterna Dance — «Мистерия про это».

Спасибо за красоту, музыку и то прекрасное, что вы дарите на своих концертах. 20 лет — большая дата, но впереди — гораздо больше невероятного, удивительного и, как музыка, волнующего.
Мы просто рады, что есть такой проект в городе, всегда рады сотрудничать и поддерживать!

Спасибо вам!
Тая КЁниг-Тарасевич
флейтистка
В 2017 году я сидела на премьере оперы «Травиата» Джузеппе Верди в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса, предвкушая свое продюсерское участие в танцевальной постановке «Распад атома» для Дягилевского фестиваля. Наслаждаясь оперой, я радовалась возможности увидеть эту прекрасную постановку и одновременно немного завидовала Перми в том, что у них находится такое сокровище, как оркестр musicAeterna под руководством гениального и деятельного дирижера Теодора Курентзиса.

Сегодня musicAeterna базируется в Санкт-Петербурге, где они создали настоящее культурное пространство – Дом Радио, наполнив его множеством ярких концертов, событий. Здесь даже создали танцевальную компанию musicAeterna Dance. Это вообще отдельный мир? увлекающий в магическое искусство танца.

Безусловно? musicAeterna — это настоящее явление и культурное достояние. Желаю коллективу вдохновения, новых интересных проектов, и, конечно, скорейшего завершения ремонта в Доме радио, чтобы он снова радовал петербуржцев и гостей города новыми событиями.
MusicAeterna — Lux Aeterna. Спасибо всему бесконечному разнообразию звукового пространства, которое создают замечательные музыканты musicAeterna. Вечный звук —вечный свет. Свет, разрезая тьму, производит смысл.
У меня есть друзья, с которыми я общаюсь больше 20 лет. По прошествии такого количества времени начинаешь осознавать их ценность в своей жизни и дорожить дружбой еще больше.

Редкое явление, когда твоим другом может стать целый коллектив. Мое знакомство с musicAeterna началось еще с их основания, получается, что тоже 20 лет назад. Когда они появились в музыкальном пространстве, я только начинала свое обучение в колледже. Слухи про невероятного греческого дирижера и особую атмосферу в его команде разлетелись быстро, и всё моё окружение, включая меня, следило за их творчеством. Мы слушали их записи, пытались попасть на их концерты, и это были не только музыкальные события, но и наши учебные пособия.

Спустя некоторое время мне, еще студентке, выпала возможность поработать под руководством Теодора и познакомиться с ним лично. Вскоре я получила приглашение ассистировать ему в опере «Свадьба» Аны Соколович, была хормейстером в опере Cantos, не раз выступала на Дягилевском фестивале, была студенткой, а затем и коучем образовательной программы Дягилевского, стала ассистентом-дирижером в опере Дюсапена «Страсть», дирижировала камерными концертами Дома Радио. В общем, побывала в musicAeterna со всех сторон.

За это время я обрела здесь большой круг друзей и могу сказать точно, что каждый участник этого коллектива – от музыкантов до рабочих служб – это близкие по духу и неравнодушные к своему делу люди. А маэстро Теодор – не просто выдающийся человек и дирижер, но истинный мечтатель, поверивший в свои идеалы и сумевший создать свой музыкальный мир, в который притянул огромное количество ищущих настоящего творчества людей.
Как бы то ни было, миры создаются и исчезают, но музыка вечна.
musicAeterna, звучи! Многая и благая лета!
певица, дирижер
Ольга Власова
Уже три года (из юбилейных двадцати) сестры следят за концертами musicAeterna, ходят сами и рекомендуют читателям канала! Вы нас так вдохновляете, что скоро сами возьмемся за музыкальные инструменты, как героини картины нидерландского художника XVI века, известного под условным именем «Мастер женских полуфигур».

Это мы шутим, а теперь поздравляем: пусть каждый новый год #musicaeterna20 вашей деятельности будет полон вдохновения и открытий. А музыка, которую вы создаете, продолжает вдохновлять тысячи людей по всему миру.