Роберт Уилсон
режиссер
Владимир Познер
телеведущий
31 января оркестр и хор musicAeterna празднуют 20-летие!
На этом восклицании можно было бы и закончить, если бы не жизнь рядом с оркестром и хором и об руку с Основателем и Подвижником Теодором Курентзисом! Это так, и правда, что двадцать лет прошумело, как симфония за один час в концертном зале жизни от Запада до Востока. Что наша жизнь — игра на скрипке, как поется в знаменитой арии! На скрипке в сопровождении хора ударных и медных инструментов. Скрипим, брат Теодор, скрипим, и скрип наш повсюду слышен и многими аплодисментами увенчан. Перечислять успехи, благодарить за постоянную и настоящую дружбу — это потом, при встрече. Сейчас только радостные поцелуи и жаркие объятья! Стартуем в вечность, Маэстро, там Ваше место и, может быть, моё рядом с Вами! Шампанское в студию! Аллилуйя!

Ваш Анатолий Васильев.
режиссер
Анатолий Васильев
Диана Вишнева
прима-балерина
Артисты musicAeterna всегда для меня много значили. Вначале я познакомился с ними по записям, когда впервые обнаружил в высшей степени глубокую и ревностную работу Теодора Курентзиса с его ансамблем. Несколько лет спустя именно мотеты Монтеверди вызвали у меня желание сотрудничать с хором musicAeterna, когда я пригласил их для совместной работы с оркестром Le Poème Harmonique в Кракове, Польша, а затем на концертной площадке La Seine Musicale, Франция. Тогда я оценил профессионализм этого коллектива, их чувство ансамбля, баланса, их точность.

Но именно в Перми, когда мы готовили постановку оперы «Фаэтон», я еще лучше узнал этих певцов: их щедрость, отзывчивость — качества, необходимые для того, чтобы исполнять французскую оперу! Конечно, французский язык изначально давался нелегко (сколько раз приходилось методично повторять e, eu, é, è, on, которые так сложно произносить славянским голосам…); впрочем, непросто было и оркестру, которому были непривычны гибкий язык французской фразировки XVII века или элегантная простота музыкального жеста Люлли. Но я помню, что через несколько дней французские музыканты и русские музыканты стали единым целым и что, помимо языков и обычаев, был найден язык, который нас объединил: родился звук нашего Люлли!

Все это происходило в удивительной и уникальной вселенной: зимой 2018 года мы провели в Перми более месяца, окруженные снежной белизной, словно наш Фаэтон, герой солнечного Египта… Все это оставило бесчисленные музыкальные воспоминания и запечатлелось в сердцах наших двух ансамблей, musicAeterna и Le Poème Harmonique: настоящая дружба, связанная силой музыки.
художественный руководитель ансамбля старинной музыки Le Poème Harmonique
Венсан Дюместр
Александр Сокуров
режиссер
Тут такое дело, дорогие. Вот ходишь-ходишь, билеты ищешь, слушаешь упоительную музыку в концертных залах разных городов планеты, или втыкаешь наушники и по новой утопаешь в студийных и концертных записях. Даже дружишь с некоторыми представителями оркестра и хора.

А потом выясняется неожиданное, что сегодня день рождения — двадцать (20!) лет оркестру MusicAeterna. Того самого, что под управлением Теодора Курентзиса.

Конечно, личность дирижера всегда привлекала внимание и создавала новый почерк, новый смысл, новую интерпретацию. Но, будем честны, Теодор Курентзис, конечно, больше, чем просто дирижер.

Потому что за эти годы он подарил нам упоительного Малера, Прокофьева, Стравинского, но и еще умудрился создать отдельную лабораторию Currentzis Lab и в прямом эфире показывает свои репетиции.

Создал Дом Радио, где открывает новых молодых композиторов, дает им резиденцию и выращивает следующее поколение авторов новой музыки. Про его работу с хором под упр. В. Полонского отдельно.

В общем, немало для 20 лет. Сегодня 31 января у musicAeterna вот такой день рождения.

Любимого у меня много, но для тех, кто не очень в курсе, начните с Реквиема Моцарта и Rameau «The Sound Of Light».
Александр Перепелкин
редакционный директор The Blueprint
Сердечно поздравляю коллектив musicAeterna с юбилеем. Для меня было большой честью оказаться с вами на заре создания musicAeterna.

На память приходят сессия записи «Дидоны и Энея» в Новосибирске и энергетика, которая там возникла.
Были и щедрые вечеринки, но также было много вдохновения, энергии, красоты, радости и солидарности между всеми участниками оркестра и солистами — словно это была одна большая семья. К сожалению, на какое-то время мы потеряли связь, и я очень скучаю по ней…

Надеюсь когда-нибудь снова увидеть всех вас, возможно на мастер-классе или дискуссии, камерном концерте или просто празднике — почему бы и нет, так что я желаю вам всего наилучшего!

Люди, разделяющие одинаково трепетное отношение к музыке, должны держаться друг друга. Люди, которые думают об одном и том же, должны быть вместе. Люди, которые чувствуют то же самое, должны быть вместе. Люди, которые любят друг друга, должны быть вместе. Почему?

Только так они могут изменить мир к лучшему! За свободу, легкость, красоту и любовь!
сопрано
Симона Кермес
Что подарить на день рождения тому, у кого всё есть? Особенно если этот кто-то — оркестр.

Неподражаемому оркестру musicAeterna под управлением маэстро Теодора Курентзиса 20 лет! К юбилею приурочен тур по городам России со 2 по 17 марта, в котором именитый коллектив продемонстрирует, чем же он завоевал всемирную любовь. В числе городов-счастливчиков: Москва, Новосибирск, Пермь, Красноярск и Санкт-Петербург.

А что касается подарка — мудрить не стоит. Подарите себя. Ведь для оркестра не может быть ничего лучше счастливых зрительских лиц. А билеты скоро появятся на Яндекс Афише.
Леонид Слуцкий
футбольный тренер
С особым чувством поздравляю оркестр и хор musicAeterna с 20-летием! Всегда мечтаю оказаться в зоне вашего присутствия. Настраиваюсь на Чудо, и Чудо случается! Ни одного разочарования за все эти годы! Пусть так и будет! Желаю этого всем вам и себе.
галерист, куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Марина Лошак
Елизавета Боярская
актриса
Оркестру musicAeterna — 20 лет!

Оглядываясь на историю исполнительства в России начала XXI века, исследователь или журналист будущего, вероятно, будет воспринимать 2010-е и 2020-е как «эпоху Курентзиса»

Сегодня свой день рождения отмечает, наверное, самый влиятельный музыкальный коллектив последних лет — оркестр и хор musicAeterna. За их проектами и развитием мы следили долгие годы, и теперь рады поздравить их с юбилеем!
Анна И Надежда Михалковы
актрисы
Мне кажется, никому не надо рассказывать, кто такой Теодор Курентзис и насколько круты его оркестр и хор. Правда, я всё же не музыкальный критик, мне сложно написать что-то типа «валторны в третьей части симфонии были особенно хороши». Но я стала ходить на мероприятия, которые находятся где-то между музыкой и визуальным искусством, на перформансы, которых много в дни Дягилевских фестивалей в Перми, на оперы, где визуального искусства не меньше, чем звука, а потом поняла, что музыка гораздо более открыто говорит с нами о том, что происходит здесь и сейчас, чем выставки. И на концертах musicAeterna я нахожу такой важный мне диалог с нашим временем, переживание нынешнего момента, причем, на материале давно ушедших эпох это чувствуется ничуть не хуже.
Елизавета Мороз
режиссер
Поразительно: концерт как будто перенес меня на экспериментальную сцену фестиваля электронной музыки, где звучали модулярные лайвы с искаженными волна-формами, но воплощены они были виртуозной игрой на струнных инструментах на электронной подложке зловещего оттенка.
С днем рождения, musicAeterna! Пусть каждое ваше событие оставляет невероятные впечатления у зрителей!
Познакомилась с musicAeterna и открыла для себя совершенно новый мир. Первая встреча состоялась на концерте-перформансе Songs from the Garden с мистическим сопрано Кристи Михаэль.
Дарья Павленко
прима-балерина
Поздравляю ваш коллектив, вы действительно выдающиеся деятели, очень люблю ваши проекты!
Андреас Мустукис
композитор
После долгого отсутствия в Москве я приехал в очень морозный январь 2024 года. И друзья внезапно позвали на концерт 31 января на Теодора Курентзиса и musicAeterna. Брукнер в Консерватории имени Чайковского.

Я совсем недавно прилетел, было холодно, но музыка меня настроила на безумно позитивный лад. Во время концерта я растворился в музыке, а вечер завершился в очень вкусном ресторане Oltremare. До сих пор вспоминаю этот вечер как очень уютный и теплый и вдохновляющий.
Отдельное спасибо Теодору Курентзису за моё личное развитие. Ездить в Москву, Санкт-Петербург и другие города Европы проблематично, поэтому концерты в Перми стали для меня глотком свежего воздуха в достаточно скудной творческой жизни региона.

После концертов musicAeterna у меня худшие обзоры. Я так сильно погружаюсь в музыку с первой секунды, что не успеваю сделать фото. Я просто убираю все лишнее и наслаждаюсь концертом.
Однажды я решила посетить концерт, о котором давно слышала от друзей. Это было выступление оркестра musicAeterna, известного своими яркими интерпретациями классических произведений.

На концерте, в зале царит окутывающая атмосфера. Золотистый свет мягко освещает сцену, а зрители шепчутся в ожидании начала. Дирижер поднял палочку, и зал замер в тишине…

С первыми аккордами симфонии музыка проникает в каждую клеточку тела. Звуки оркестра настолько живые и насыщенные, кажется, что они рассказывают историю — историю о любви, страсти и надежде. Каждая нота вызывает эмоции.
Среди звучания скрипок, виолончелей и духовых инструментов я ощутила себя частью чего-то большего. Музыка стала моим спутником, который помогал понять чувства и переживания, и в этот момент я поняла: я влюбилась в эту музыку.

После концерта, когда раздались бурные аплодисменты, я осталась сидеть на своем месте, всё еще погруженная в волшебство. Мое сердце билось быстрее от восторга, а мысли были полны музыки. Я знала, что это не просто концерт — это начало новой главы в жизни.

Так началась история любви с музыкой — с того волшебного вечера, когда я впервые услышала звуки оркестра musicAeterna.
Уже к середине программы по щекам покатились слезы, стало светло и легко, кажется, время остановилось.

Музыка — вечна!
Первый раз мне посчастливилось услышать musicAeterna четыре года назад в Зарядье, это был симфонический концерт с исполнением произведений Крама, Пярта, Лахенмана, Пёрселла, Ретинского, Бибера.
композитор-резидент musicAeterna и Дома Радио
Виктория Харкевич
С деятельностью оркестра и хора musicAeterna знакома скорее опосредованно, через Дом Радио как центр искусств, от музыки пришедший к художественному производству на стыке жанров. Мне кажется важным сам факт этого разрастания из музыки как кейс с фокусом на аудиторию и как пример одного видения или, если хотите, идеологического взгляда на искусство. С вполне конкретными запросами, даже планкой и амбициями, ароматом ладана и потрескивающим светом в полумраке. При этом — с объемным полем возможностей для художников и аудитории. По моим ощущениям этот проект значительно повлиял и продолжает влиять на среду Петербурга. Хотелось бы больше таких.

Сердечно поздравляю всех причастных к празднику!
Юрий Клименко
кинооператор
За последние годы мы очаровались и интерьерами Дома Радио, и выставкой про Антона Рубинштейна, и, конечно, музыкой: Брукнером и Дворжаком. По иронии судьбы, в библиотеку в Доме радио не попали, но с интересом ждём, как обновится пространство после открытия. С Днем рождения, друзья!
Наш блог — про книги и библиотеки, и академическая музыка не наш конек, признаемся честно. В первый раз мы пошли на медийное имя Теодора Курентзиса — а остались из-за потрясающей атмосферы. На концертах всё продумано до мелочей: здесь в равной степени рады и слушателю, который во всем разбирается, и тем, кто только знакомится с этим миром. Никто не чувствует себя чужим. В общем, идеальный рецепт для популярности.

Влюбились в подачу и интонацию: дружелюбные сотрудники, буклеты, которые очень приятно держать в руках, общее ощущение большой работы, которая предшествует концерту. Радует, что каждый раз объясняют, какое именно выбрано произведение, какая за ним стоит история, и почему именно его нам предлагают послушать здесь и сейчас.
Ничто не вдохновляет меня так, как живая музыка. Концерты оркестра musicAeterna всегда в самое сердце. Благодаря проекту посчастливилось увидеть Теодора Курентзиса. А сколько невероятных музыкальных открытий произошло благодаря клипам musicAeterna.

От души поздравляю оркестр musicAeterna с 20-летием! Желаю еще больше вдохновляющих проектов, головокружительных успехов и процветания! С нетерпением жду новых музыкальных встреч!
Юрий Молодковец
фотограф
Нам с командой повезло послушать симфонию Брукнера с любимым оркестром musicAeterna. Казалось, что в зале дышат только оркестр и дирижер. Все замерли и вслушивались в безупречное исполнение.

Не припомним таких 15-минутных оваций. Оркестр, хор, маэстро — низкий вам поклон.

Это мы к чему?

Во-первых, ходите, пожалуйста, слушать живую музыку, где и когда можете.
Во-вторых, спасибо проекту — мы теперь знаем точно, где и с кем можно прикоснуться к прекрасному.

Продолжайте радовать и восхищать, с днем рождения!
Встреча с musicAeterna — это всегда волнительно!
Это поистине высокое искусство. Непревзойденный оркестр из талантливых музыкантов, которые меняют стандартное восприятие.

Личность создателя проекта Теодора Курентзиса, поиск новых форм исполнения и проведения концертов, репертуар, неординарные интерпретации Теодора делают этот коллектив уникальным.

Для меня посещение мероприятий musicAeterna — верный способ привести свои мысли в порядок, задуматься о важных вещах, посмотреть на мир с другой стороны. Находясь на концерте, будто попадаешь в другую реальность, где затронуты все чувства, и долгое время после находишься под мощнейшим впечатлением.
Каждый раз эффект превосходит все ожидания!
Владимир Мухин
бренд-шеф ресторанного альянса White Rabbit Family
Стою на первой ступеньке у зеркала в пол. Озорным кудряшкам и красной помаде не удается скрыть растерянность и беспокойство. Тщательно досмотренная, без телефона, зато со сводом правил и требований поведения во время концерта musicAeterna и Теодора Курентзиса, я сто раз пожалела, что иду одна. В кромешной тьме, дымке тумана, путаясь в юбке, поднимаюсь в зал. Аромат ладана успокаивает. Вдыхаю всё глубже и спокойнее. Улыбаюсь. Я как будто совершила переход из мира суетной жизни к жизни духовной, просветленной. И каждый шаг дается всё легче.

Всё, что происходило дальше, останется со мной до моего последнего вдоха. Как я могла ожидать, что струны рояля, брызги бокалов, топот кирпичей, взвизгивания пил и дыхание слов Марины Цветаевой возможно так объединить, чтобы впечатать в память каждый миг и оставить в душе дыру, жаждущую истинной любви.

Теперь у нас так. Я иду на концерт musicAeterna без ожиданий, без жажды чего-то определенного. В моменте, окруженная звуками, я просто хочу понять, что откроется мне, когда я закрою глаза и разлечусь на атомы.
Валентина Луценко
танц-художница, перформер
В прошлом году мне посчастливилось попасть на концерт Теодора Курентзиса и musicAeterna, и этот вечер стал музыкальным откровением. Это была магия, которая останется в памяти навсегда — каждая нота, каждая пауза, каждый взгляд музыкантов рассказывали историю, которую невозможно забыть.

За 20 лет вы не только создали невероятный мир музыки, но и расширили его границы, открывая для нас новые или забытые имена, погружая в репертуар, который поражает своей глубиной и смелостью. Спасибо за вдохновение, за красоту и за то, что наполняете наш обыденный мир настоящим звучащим волшебством. Пусть ваши открытия никогда не заканчиваются, а музыка продолжает менять судьбы и сердца!
Сегодня musicAeterna исполняется 20 лет.

Совместно с musicAeterna мы сделали множество проектов — камерные концерты артистов оркестра и хора, «Распевы» для любителей совместного музицирования, лекции и другие просветительские события. Мы рады, что являемся одной из постоянных площадок в Москве, где звучит музыка в исполнении коллектива — ведь каждое событие становится настоящим откровением. В прошлом году состоялась наша большая совместная премьера с musicAeterna Dance — «Мистерия про это».

Спасибо за красоту, музыку и то прекрасное, что вы дарите на своих концертах. 20 лет — большая дата, но впереди — гораздо больше невероятного, удивительного и, как музыка, волнующего.
Мы просто рады, что есть такой проект в городе, всегда рады сотрудничать и поддерживать!

Спасибо вам!
Тая КЁниг-Тарасевич
флейтистка
В 2017 году я сидела на премьере оперы «Травиата» Джузеппе Верди в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса, предвкушая свое продюсерское участие в танцевальной постановке «Распад атома» для Дягилевского фестиваля. Наслаждаясь оперой, я радовалась возможности увидеть эту прекрасную постановку и одновременно немного завидовала Перми в том, что у них находится такое сокровище, как оркестр musicAeterna под руководством гениального и деятельного дирижера Теодора Курентзиса.

Сегодня musicAeterna базируется в Санкт-Петербурге, где они создали настоящее культурное пространство – Дом Радио, наполнив его множеством ярких концертов, событий. Здесь даже создали танцевальную компанию musicAeterna Dance. Это вообще отдельный мир? увлекающий в магическое искусство танца.

Безусловно? musicAeterna — это настоящее явление и культурное достояние. Желаю коллективу вдохновения, новых интересных проектов, и, конечно, скорейшего завершения ремонта в Доме радио, чтобы он снова радовал петербуржцев и гостей города новыми событиями.
MusicAeterna — Lux Aeterna. Спасибо всему бесконечному разнообразию звукового пространства, которое создают замечательные музыканты musicAeterna. Вечный звук —вечный свет. Свет, разрезая тьму, производит смысл.
У меня есть друзья, с которыми я общаюсь больше 20 лет. По прошествии такого количества времени начинаешь осознавать их ценность в своей жизни и дорожить дружбой еще больше.

Редкое явление, когда твоим другом может стать целый коллектив. Мое знакомство с musicAeterna началось еще с их основания, получается, что тоже 20 лет назад. Когда они появились в музыкальном пространстве, я только начинала свое обучение в колледже. Слухи про невероятного греческого дирижера и особую атмосферу в его команде разлетелись быстро, и всё моё окружение, включая меня, следило за их творчеством. Мы слушали их записи, пытались попасть на их концерты, и это были не только музыкальные события, но и наши учебные пособия.

Спустя некоторое время мне, еще студентке, выпала возможность поработать под руководством Теодора и познакомиться с ним лично. Вскоре я получила приглашение ассистировать ему в опере «Свадьба» Аны Соколович, была хормейстером в опере Cantos, не раз выступала на Дягилевском фестивале, была студенткой, а затем и коучем образовательной программы Дягилевского, стала ассистентом-дирижером в опере Дюсапена «Страсть», дирижировала камерными концертами Дома Радио. В общем, побывала в musicAeterna со всех сторон.

За это время я обрела здесь большой круг друзей и могу сказать точно, что каждый участник этого коллектива – от музыкантов до рабочих служб – это близкие по духу и неравнодушные к своему делу люди. А маэстро Теодор – не просто выдающийся человек и дирижер, но истинный мечтатель, поверивший в свои идеалы и сумевший создать свой музыкальный мир, в который притянул огромное количество ищущих настоящего творчества людей.
Как бы то ни было, миры создаются и исчезают, но музыка вечна.
musicAeterna, звучи! Многая и благая лета!
певица, дирижер
Ольга Власова