momentAeterna. Пока мы храним такие моменты, они вечны
Финал
сезона
2024-2025
В этом выпуске momentAeterna
Чайковский. Симфония № 5
Штраус. Четыре последние песни
Hændel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю
musicAeterna на Дягилевском фестивале
Чайковский. Симфония № 5 Штраус. Четыре последние песни
Петр Чайковский (1840—1893)

Симфония № 5 ми минор, ор. 64 (1888)
Andante — Allegro con anima
Andante cantabile, con alcuna licenza
Valse. Allegro moderato
Finale. Andante maestoso — Allegro vivace
Рихард Штраус (1864—1949)

Четыре последние песни для сопрано и симфонического оркестра, ор. posth. (1948)
Frühling | “Весна” на стихи Германа Гессе
September | “Сентябрь” на стихи Германа Гессе
Beim Schlafengehen | “Отход ко сну” на стихи Германа Гессе
Im Abendrot | “На закате” на стихи Йозефа фон Эйхендорфа

Исполнители

Сопрано — Диана Носырева
Оркестр musicAeterna
Дирижер — Теодор Курентзис
Санкт-Петербург — 13 и 15 мая
Москва — 17 и 18 мая
Ташкент — 11 мая
Моменты в фотографиях
Санкт-Петербург — 13 и 15 мая
Москва — 17 и 18 мая
Моменты в прессе
Ход конфликта финала, противоборство сил зла и добра, решился Теодором Курентзисом явно в пользу света: в коде он круто повернулся к альтам и повелительным жестом утвердил однозначность мажора.
Оркестр musicAeterna успевал тщательно выигрывать все до последней нотки. Духовики, поставленные в сложные темповые обстоятельства, не подкачали: соло подавались рельефно, подголоски, даже мельчайшие, в нужное время выплывали на бурливую оркестровую поверхность — тут Курентзис, как всегда, выловил и предъявил несколько таких мотивчиков, на которые раньше и внимания-то не обращали. В третьей части, в аллегро, где цветут чудные вальсовые мелодии, наподдали такого жару, что вальсовые мелодии пролетели совершенно незаметно, внимание на них не фиксировалось.
Моменты в страницах
Моменты сразу после
Великолепно!
Пожар души, как всегда!
Неожиданный Чайковский, правда. Спасибо за то, что открываете новое в привычном!
Великая музыка, в глубине сердца. Благодарность любимому оркестру и Теодору. Это было Божественно Красиво.
Ангелы пели, и только чувства! Слов нет!
Чудовищно мощно и непередаваемо словами! На вдохе!
Первая часть симфонии показалась резковатой, слишком разобранной на фразы, а потом унесло… Потрясающее исполнение!
Какой интересный эксперимент — поменять первые и вторые скрипки. Как при этом ощущали себя музыканты? Исполнение великолепное!
Огромная, вселенская благодарность дорогому Теодору и Музыкантам за вчерашний Божественный вечер! Долго подбирала слова, чтобы выразить свою глубину чувств и впечатлений, но так и не смогла. Необъятная любовь.
Эталонное исполнение! Пища для ума на долгое время. Браво, Маэстро!
Сегодня было невероятно органично всё — пространство, свет, публика! Ну а музыка была просто божественно прекрасна! Браво, маэстро! Браво, музыканты!
Первое отделение открыло запечатанные эмоции, музыка нашла ключик к ранее закрытой двери. Смахивая оставшиеся на щеках слезы в перерыве между частями, я почувствовал такое счастье от «честной» музыки (такое слово всплыло в момент прослушивания). Я не знаток вовсе в музыке, тем более классической. Хотя очень нравится погружаться в неё, проживать эмоции, которые она вызывает. Большая благодарность всем причастным за искренность и честность произведения искусства.
Спасибо, это было так мощно и так вдохновенно, потрясающее исполнение!
Какие глубины открыл Маэстро. Неожиданный Чайковский. Это было по-малеровски крышесносно. Петр Ильич, наверное, возрадовался бы такой трактовке. Космос Курентзиса не передать словами!
Если бы только можно было забраться на сцену к оркестру и Теодору и прокричать на весь зал: «Вы вернули душу музыке!». Нет больше слов.
Это было великолепно! Как всегда, на два часа забыли, как дышать. Огромное спасибо!
Вторая часть — просто эмоциональный пир! Бешеный восторг! Весь оркестр завёлся, и каждый музыкант был прекрасен каждым звуком!
Вчера Капелла рукоплескала Маэстро и его оркестру! После такого Чайковского не могла уснуть до трёх ночи, не знаю, каким мастерством надо обладать, чтобы люди испытали такие невероятные эмоции! Браво и спасибо!
Вот услышанное надо осознать. Такого Чайковского ещё не слышала. Штраус был волшебный. Очень понравилась солистка.
Чтобы так раскрылся человек в своей душе и творчестве, нужна была любовь и Россия. Браво, маэстро!
Потрясающий концерт! Я впервые увидела такое волшебство и магию! Не передать словами, как будто в «космосе» до сих пор. Музыканты невероятные! Такое единство ощущалось, я не успевала дышать, потому что дух захватывало! Теодор восхитителен! Спасибо большое за концерт!
Невероятный концерт! Исполнение волшебное!
Вчера было именно то, ради чего масса поклонников выжидает дату и время «отлова» билетов и живет от концерта к концерту Теодора. Эмоциональный ураган, который пронесся в Капелле, до сих пор повышает пульс при воспоминании о пережитом! А вторая часть — отдельная тема. То неожиданные слезы на соло валторны, то колотящееся сердце на тутти оркестра! И это было именно tutti — единый живой организм! Москвичи, бегом на концерт!
Было ощущение присутствия при сотворении чего-то волшебного! Это не передать словами, спасибо огромное за это чудо!
Как всегда — полный восторг. Огромное спасибо за Ваш талант, Ваш труд и радость, которую дарите нам.
Любимые, спасибо вам огромное!
Вне всяких сомнений, концерт высочайшего уровня! Диана Носырева — прекрасно. Спасибо. По поводу Чайковского. У меня возник такой образ: в противоположном углу зала стоит человек. Я вижу, что он погружен в тяжелые мысли и глубоко несчастен. Я хочу бежать к нему, спросить, что случилось, могу ли я чем-то ему помочь? Могу ли поддержать в его беде? Но дорогу мне преграждает военный оркестр, что-то хорошо и громко играет! Потом мимо проносятся танцующие, и я совсем теряю из виду моего несчастного человека. Его уже нет там, где он стоял раньше, вокруг продолжается веселье, счастье, а я чувствую пустоту: я не смогла помочь тому, кто в этом очень нуждался. Если тем несчастным человеком был композитор, которого я потеряла из виду в этом исполнении, тогда я не поняла и не приняла интерпретацию. А если это был лирический герой симфонии, то — шедевр. Остаюсь в состоянии двойственности впечатлений. Благодарю за чувства, эмоции и почву для размышлений.
Отзыв в Коммерсанте — соглашусь на 100%, но ни капли скептицизма и разочарования, восторг! Диана — открытие, волшебство! Ни одно исполнение, прослушанное до, не дало ничего.
Дорогой Теодор и Музыканты, энергия ваших концертов разлетается далеко за пределы концертных залов, в которых вы творите, и этот мир становится добрее, радостнее и одухотворенней. Низкий вам поклон!
Не дышала!
Это просто неописуемый восторг! Гениальная музыка, гениальный дирижёр, гениальный оркестр!
Изумительно, незабываемо, потрясающе, на разрыв аорты! Не подобрать подходящих слов, чтобы описать подаренные оркестром и Маэстро эмоции! Спасибо Теодору, спасибо оркестру, спасибо за любовь!
Уникальный оркестр! Чудо! Под большим впечатлением после концерта.
Как всегда — Восхищение и Изумление
Спасибо за эти переживания! Проплакала всю вторую часть. Чудо!
Это восторг! Спасибо огромнейшее! Гениальная музыка в исполнении гениальных музыкантов.
Гениальные!
Спасибо за волшебного Штрауса и пронзительного Чайковского. Тот самый случай, когда заново, не побоюсь этого слова, открываешь для себя Чайковского и заново влюбляешься в его музыку. Спасибо дорогому Маэстро и оркестру!
Божественно!
Первые две части пятой были такими пронзительными. Восхищение! И как звучал гобой!
Великолепно!
Не являюсь музыковедом или музыкантом, но 5-ую Чайковского за полтора сезона довелось слышать 4 раза в живом исполнении. И это были очень известные коллективы с прекрасными дирижерами. Но сегодня я услышала совсем другую симфонию! Какого-то колоссального масштаба и глубины! Ни в одной из 4-х весьма достойных версий я не слышала каждую нотку и каждый голос каждого отдельного инструмента при тутти! Я даже не подозревала о существовании некоторых фраз в 3-й и 4-й частях, впервые настолько явственно их услышала! Просто какая-то перекличка райских птиц в Вальсе и извержения Везувия с маршем на Олимпе в 4-й!
Это было круто!
Божественно! Благодарю!
Спасибо большое за возможность быть впечатанным в кресло, открыть душу и сердце и забыть о том, что нужно дышать!
Большое спасибо Маэстро и всем-всем музыкантам за вчерашний концерт! Я все еще не могу «отойти» от эмоций от Чайковского. Вы все снова были одним организмом, но хотелось бы отметить: Артёма Савченко за его особенную экспрессию и выразительность в этот вечер; Сергея Елецкого и потрясающее звучание моего любимого кларнета; Леонида Вознесенского за чистый кайф; Дмитрия Клеменка за эти эти мощнейшие акценты на литаврах! Для меня финал был жизнеутверждающим — и спасибо за это. Всем прекрасного дня!
Так глубоко прочувствовала Чайковского, как никогда ранее, благодаря божественным музыкантам! Браво! Тончайшие нюансы. Пронзительность. Глубина. Такое удивительное единение при проявлении каждой индивидуальности.
Спасибо огромное и низкий поклон всей большой команде musicAeterna за тот мостик для современного обычного человека к восприятию и понимание великой академической музыки! Каждый раз имеется особое удовольствие предвкушать что-то новое и интересное, как будто приходишь в круг близких и любимых людей, а тебе накрыли на стол с любовью! И бережно, как хрустальную вазу, донесли каждую ноту до ушей, мозга и к сердцу. Отдельная безграничная благодарность за просветительские проекты под руководством Анны. Ценнейшая работа, которая по-прежнему остается для слушателей максимально доступной.
Просто лучшие. Благодарю!
Спасибо огромное за концерт в Москве! Первая часть Пятой симфонии ошеломила, неожиданно до мурашек… На нескольких лекциях звучало мнение, что трактовка финала зависит от версии дирижера. На мой взгляд финал 18 мая звучал оптимистично и даже показалось, что Теодор улыбался.
Каждый нюанс, всякая краска, тончайшая перемена настроения в Пятой симфонии были слышны в исполнении оркестра. Первая и вторая части божественны — никогда не слышал их такими. Песни Штрауса, особенно последние две, проникли в самое сердце. За дорогу к их постижению большое спасибо Роману Насонову! Людей на лекции было немного. Москве бы брать пример с Перми — на лекциях Дягилевского негде яблоку упасть.
Восторг! Спасибо за Ваш концерт в Москве! Невероятные эмоции! Невероятная энергия от каждого из артистов! Диана — это открытие для меня, прекрасный чистый голос! Браво!
Какие замечательные фотографии! Фотограф мастер своего дела. Передал всю атмосферу!
Просто лучшие. Благодарю!
Неделю назад Пятую симфонию Чайковского в исполнении другого оркестра сочла утомительной и однообразной. Сегодня эту симфонию прочувствовала всем сердцем. Каждую фразу, каждый такт. Великое произведение. Спасибо Великому дирижёру и музыканту Теодору за гениальное прочтение! За уникальность видения. За самоотверженную трансляцию композиторской правды. За прожитые ощущения. Спасибо лучшему оркестру!
Браво Петру Ильичу Чайковскому! Без великих композиторов не было бы великих оркестров, великих дирижёров. А Теодор Курентзис и musicAeterna по-настоящему велики!
Спасибо прекрасным музыкантам, Маэстро Теодору, и всем петербургским слушателям за атмосферу! В ней хотелось жить, переживать эмоции, в этом свете хотелось остаться, а музыкантам, я думаю, в этой атмосфере было так легко творить, играть — жить в этой музыке! Мы словно были единым целым — потрясающие музыканты на сцене и внимательные слушатели! Незабываемо. Петербург будет ждать новой встречи со всем оркестром и Мастером, а музыкантов-солистов мы придём слушать в Дом Радио. Спасибо, что вы есть!
Огромная благодарность Теодору и Оркестру. Я побывала на небесах, а затем снова вернулась на Землю. Звук, голос — все идеально. Отдельное наслаждение наблюдать за движениями Теодора. Браво Мастеру и всем причастным!
Целительная сила искусства, возрождение и энергия! Спасибо, спасибо и спасибо!
Спасибо огромное за концерт! Великолепно!
Не знаю, как вы это делаете, но опять получилась чистая магия: очень неожиданный Чайковский и еще более неожиданные эмоции от Штрауса. Думала, что для меня он пойдет «полезной нагрузкой» к Чайковскому, а оказался такой фейерверк, что до сих пор осмысляю. Спасибо, дорогие!
Была на двух концертах. Сегодня все сложилось идеально. На песнях — до слез, Чайковский отправил в космос. Спасибо огромное любимому оркестру и Теодору! После Ваших концертов невероятный душевный подъем, эмоции через край, прошла 10 км пешком (даже не заметила), смакуя отдельные моменты музыки.
Браво и еще раз браво! Дирижер великолепен! Оркестр — потрясающий! Музыка — божественная!
Слезы бежали по щекам от услышанной красоты.
После первого концерта подходящих слов просто не подбиралось — только эмоции и какая-то чудовищно прекрасная энергия внутри. Но сейчас послевкусие этой бури не отпускает уже голову, ищет выражения. «То, что нас не убивает, делает сильнее», говорил Ницше. То, что не убило в трагизме, напоре развития от начала и до конца на вдохе без возможности выдохнуть, в финале симфонии сделало почти бессмертным. Героя? Чайковского? Для меня — Человека. Победа с крыльями за спиной и шрамом на всё сердце. Благодарю каждого музыканта за недосягаемый уровень игры при полном погружении и проживании этой неистовой энергии в исполнении. Благодарю прекрасную, глубочашую в каждой ноте Диану Носыреву! И, конечно же, Вашего невероятного Мастера музыки, психологизма и мыслей — за возможность расти над собой после таких концертов.
Прекрасный концерт, столько живой энергии! Спасибо большое!
Благодарю Маэстро Теодора и музыкантов МА за этот невероятный заряд, исходящий из них как единого энергетического облака. Сохраню его в сердце!
Спасибо за этот праздник Музыки! Феерия! Теодор словно черный лебедь! Много раз браво!
Это что-то невероятное! Браво!
Спасибо Надежде фон Мекк — генеральному спонсору П.И.Чайковского. Спасибо ВТБ — генеральному спонсору musicAeterna. Вообще, искренне благодарю меценатов, видимых и тайных, кто дает возможность художнику творить.
Для ушей было приятно, душа посмотрела спектакль.
Прекрасный концерт! Полный восторг! Спасибо Маэстро, солистке и всему оркестру!
После вчерашнего концерта могу написать только одно: «Теодор Курентзис. Таких больше нет».
Мне очень нравится, как музыканты по-особенному относятся к коллегам и к Теодору. Как радуются после выступления и искренне поздравляют и благодарят друг друга.
Спасибо за два потрясающих вечера, за это вдохновение и самоотдачу! Маэстро заново открыл нам Чайковского.
Невероятно! Дорогие музыканты и маэстро, я уже 3 года могу слушать только в вашем исполнении, музыка проходит сквозь тебя, наполняет, ты все чувствуешь, даже не читая программу! Невероятное мастерство! Ждем следующих встреч! И хотела отметить: таким легким, светящимся я Теодора не видела, было приятно наблюдать его светлый восторг.
Очень понравился концерт! Великолепная солистка! Чайковский меня просто удивил! Была в музыке такая мощь! Мне показалось, что это торжествует природа и еще что-то необъяснимое, чего я не могу передать словами. Спасибо Маэстро, солистке и всем музыкантам! Вы лучшие!
Благодарение Всевышнему за людей, показывающих красоту.
Штраус магически, Чайковский пронзительно и прекрасно. Спасибо!
Я была в Капелле во вторник, и сегодня очень жалела, что не взяла билет и на сегодняшний концерт! Очень хотелось пережить эти эмоции вновь.
Был невероятный вечер в Капелле! Мэтр был невероятно счастливым, легким! А как исполнена Пятая Чайковского! Спасибо!
Спасибо за идеальное звучание — это бывает только у вас!
Hændel. Церемония посвящения Георгу Фридриху Генделю
Георг Фридрих Гендель (1685—1759)

Прелюдия

Augelletti, ruscelletti, ария Марии Клеоповой из оратории La resurrezione, HWV 47 (1708)
солистка Татьяна Бикмухаметова

Zadok the Priest, коронационный антем № 1, HWV 258 (1727)

Disserratevi, o porte d’Averno, ария Ангела из оратории La resurrezione, HWV 47 (1708)
солистка Ивета Симонян

Ah! Crudel nel pianto mio, ария Армиды из оперы Rinaldo, HWV 78 (1711)
солистка Диана Носырева

Увертюра к опере Agrippina, HWV 6 (1709–1710) As with Rosy Steps the Morn, ария Ирины из оратории Theodora, HWV 68 (1750)
солистка Юлия Вакула

De torrente in via bibet, дуэт с хором из псалма Dixit Dominus, HWV 232 (1707)
солистки Ивета Симонян и Диана Носырева

Oh, Let the Merry Bells Ring Round, ария с хором из оратории L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato, HWV 55 (1740)
солистка Ксения Дородова
Pena tiranna, ария Дардано из оперы Amadigi di Gaula, HWV 11 (1715)
солист Андрей Немзер

Eternal Source of Light Divine, фрагмент из кантаты Ode for the Birthday of Queen Anne, HWV 74 (1713)
солисты Ивета Симонян и Андрей Немзер

Alla Hornpipe, № 2 из оркестровой сюиты The Water Music № 2 ре мажор, HWV 349 (1716–1717)

He Saw the Lovely Youth, хор из оратории Theodora, HWV 68 (1750)

Piangerò la sorte mia, ария Клеопатры из оперы Giulio Cesare in Egitto, HWV 17 (1724)
солистка Софья Цыганкова

Ah! Stigie larve — Vaghe pupille, речитатив и ария Орландо из оперы Orlando, HWV 31 (1733)
солист Андрей Немзер

O Love Divine, thou Source of Fame, хор из оратории Theodora, HWV 68 (1750)

Sing Ye to the Lord, хор с солирующим сопрано из оратории Israel in Egypt, HWV 54 (1739)
солистки Ксения Дородова и Диана Носырева
Исполнители:

Артисты Академии им. Антона Рубинштейна
Татьяна Бикмухаметова, сопрано
Юлия Вакула, меццо-сопрано
Ксения Дородова, сопрано
Диана Носырева, сопрано
Ивета Симонян, сопрано
Софья Цыганкова, сопрано
Андрей Немзер, контратенор,
солист и вокальный коуч
Академии им. Антона Рубинштейна
Хор и оркестр musicAeterna
Танцевальная труппа musicAeterna Dance
Молодежный хор Дягилевского фестиваля-2025
Пермь — 13 и 14 июня
Санкт-Петербург — 9 и 10 июня
Моменты в фотографиях
Моменты в прессе
Церемония отметила первый звездный час недавно учрежденной вокальной Академии имени Антона Рубинштейна... Особенно хороши медленные и тихие арии, с точной мерой аффектации, дивной кантиленой и отличной артикуляцией.
Только ради этого... стоило приехать в Пермь, чтобы погрузиться в стихию генделевского музыкального универсума, в котором топос ликования и чистой радости соседствует с меланхолией и слезной печалью, аффекты гнева, мести и ярости так чудно оттеняются любовным томлением. Каждая смена аффекта действовала так сильно и точно, что невольно склоняла к мысли, совершенно в духе барочного мироощущения, что человек — всего лишь игрушка в руках страстей.
Оммаж Генделю по форме представлял собой пастиччо – формат из далекого XVIII века. По сути, это фрагменты разных произведений, но «перепрошитые», переосмысленные и соединенные в новое масштабное полотно. В данном случае оно было соткано из арий, ансамблей, оркестровых и хоровых номеров опер и ораторий. Конструкция строилась на контрастах: медитативные, медленные номера сменялись энергичными и жизнерадостными, инструментальные – вокальными, малоизвестные, редко исполняемые – хитами «всех времен и народов».
Маэстро создает эффект растянутого времени, когда объединяет музыку, транслирующую одно и то же состояние... и играет на контрасте, когда за погружением в меланхолию бодро звучат барабаны, а за возвышенной грустью пробиваются гневные пассажи.
Причем все это не распадалось на отдельные номера и уж, тем более, не было разбито паузами, логично складываясь в цельное действо – пастиччо, что в переводе с итальянского означает «пирог», «коллаж», «смесь». Музыкальные связки, которые понадобились чтобы соединить куски торжественных хоров и лирических арий, узорчатых оркестровых композиций и вспыхнувших эффектных мелодий, казались почти незаметны. Генделя они, что называется, не испортили, хоть и явились несколько инородным телом в его музыкальном пространстве.
Курентзис, с одной стороны, продемонстрировал в дирижировании оркестром и певцами флер аутентизма, с другой стороны, было очевидно, что дирижер очень чутко, как он любит, вслушивается в нотный текст, мелодию слов, позволяя им раскрывать свои смыслы.
За полтора часа церемонии прозвучал разный Гендель – молодой и зрелый, итальянский и английский, библейский и оперный. Но в исполнении musicAeterna получился какой-то однородный, текучий поток. Лёгкий безвибратный звук струнных, переливы барочной арфы, нежное звучание теорб и критской лиры, добавленной в оркестр, барабанные биты в «Музыке на воде» — всё было устроено гармонично, сбалансированно, благозвучно.
Аффекты номеров чередовались, как положено в барочной драматургии, образуя палитру, единой была линия безукоризненной аристократичности, не приемлющей ничего, что не является прекрасным.
Моменты в страницах
Моменты сразу после
Этот концерт (не знаю, уместно ли так называть то, что происходило сегодня в Доме Радио) — настоящее потрясение, не первое, конечно, но, надеюсь, не последнее. Я уже не знаю, что может быть прекраснее…
За этот концерт можно продать душу! Особенно когда сидишь рядом с Татьяной Черниговской и Александром Сокуровым! Огромное наслаждение! Спасибо!
Восторг и низкий поклон исполнителям и режиссуре! Как всегда — до глубины души… Виват коллективу!
Улыбалась! Плакала! Наслаждалась! Волшебно!
Как вообще такое возможно... После посещения концерта приходишь в Восторг от прикосновения к чему-то необъяснимо Высокому и Прекрасному. Каждый концерт повышает этот синдром. Как такое возможно! Спасибо, Господи, что есть на этой планете Человек, который может заряжать своей энергией такое количество людей! Безумно рада, что у нас есть такая возможность получать эту Энергию!
У Курентзиса бывают разные концерты, сильные и не очень. Бывают такие, что ангелы спускаются послушать, как он машет. Бывают те, где послушать поднимаются бесы. А бывают минуты, когда и ангелы спускаются, и бесы поднимаются, и затихает и ад, и рай, чтобы звучала только музыка. Сегодня такие минуты были.
Каждый раз, когда после концерта думаешь, что не может быть прекраснее, следующий концерт становится ещё волшебнее. Вчера и позавчера просто на грани синдрома Стендаля.
Сегодня было просто божественно. Камерная обстановка очень хорошо дополнила происходящее. Я первый раз в этом зале и мысленно пыталась представить, как бы это было в консерватории или филармонии, но так и не смогла. Сегодня все идеально сложилось.
Голос Немзера не могу забыть со Страстей по Матфею — просто какой-то невероятный уровень!
Это самый прекрасный и запоминающийся концерт для меня! Воистину, душа испытала катарсис — столько любви и таланта в каждом музыканте! Я была преисполнена светлыми чувствами до такой степени, что слезы появлялись бесконечное количество раз. Это настоящее священнодействие, в котором каждый музыкант как проводник любви, а музыка — как дар, который мы получили свыше! Спасибо большое, Теодор, за ваш гений, за умение собрать вокруг себя таких потрясающих людей! Спасибо всем солистам, хору, музыкантам за волшебные, невероятные минуты наслаждения и радости!
Бесконечная любовь!
Часть сердца моего осталась в Доме музыки. Было настолько прекрасно, что было страшно от того, что это закончится.
Разделяю бесчисленные комплименты, восторги и поздравления! Уникальный проект. Масштабный и величественный. Настоящая ода гению Генделя. Благодарим весь коллектив и поздравляем! Феномен гения и вдохновителя Теодора узнаем и почитаем! Бесконечно благодарим эти божественные звуки и голоса и несравненных танцоров. Очень ценно быть свидетелями настоящего чуда и магии возрождения.

Браво! Браво! Браво!
Все идеально — пластика, голоса, оркестр, светлая радостная музыка — все как-то иначе, по-новому — легче и нежнее. Безмерная благодарность!
Какие же вы настоящие и уникальные! Столько нежности и силы в сегодняшнем концерте! Потрясающая атмосфера зала! Хор — до мурашек, оркестр и вокалисты — как единое целое, в полете, над залом, шире зала. Андрей Немзер просто не давал выдыхать от восхищения — это проживание каждой строчки, ноты, такта! Как же вы сами наслаждаетесь каждым мгновением в исполнении! Через вас музыка превращается светлейшую, грандиозную энергию — оживает и начинает чувствовать каждая твоя клеточка тела. Вы даёте музыке душу — она отмывает и возвращает душу нам. Это невероятное чувство, до слез. Сегодня весь зал кричал «браво!», а я всей душой кричала вам: «Спасибо!». И чтобы меня услышали сквозь зал, ещё раз уже пишу вам: спасибо! Спасибо, musicAeterna! Спасибо, Теодор!
С великолепной премьерой всех причастных! Восторг и наслаждение.
Божественно! Два раза!
Уникальный концерт! Спасибо всем причастным.
Спасибо большое за встречу с Генделем! Было волшебно! Хотела бы послушать эту программу n+1 раз. Спасибо большое, дорогой Теодор! То, как Вы аккомпанируете певцам, можно сравнить лишь с чудом — такое проникновение в суть, такая магия! Храни Вас Бог! Хор, солисты, оркестранты — сколько радости вы подарили публике своим исполнением музыки Генделя! А континуо! Йоргос Калудис! Тембр его лиры — сказочно прекрасен. Представляю, как особенно должны прозвучать в его исполнении Баховские сюиты!
Думала, что выше уже некуда, но вы смогли. Спасибо за Музыку! За то, что имею счастье это лицезреть и слушать! Все слова сильно упрощают произошедшее, поэтому хочется молчать. И петь внутри себя. И чувствовать. И жить.
Спасибо, что так красиво пробуждаете сердце. Было много слез, восторга, радости и мурашек. Бесценные моменты, когда душа странствует в воспоминаниях. И это Великое счастье услышать Арию «Lascia la spina» в финале.
Бесконечное восхищение. Кажется, что лучше быть не может — Теодор Курентзис и MusicAeterna на вершине! Но оказывается, дальше вверх можно, только теперь уже по облакам! Когда первый раз запел хор, мурашки побежали по спине, движения рук хора завораживали, а затем он просто растворился! Оркестр звучал безупречно, цельно, как единый инструмент! Прекрасны были артисты Академии им. Антона Рубинштейна, исполнявшие оперные партии, но когда запел контратенор Андрей Немзер, земля ушла из-под ног! Церемонию посвящения Георгу Фридриху Генделю нельзя назвать концертом, это священное действо! Всё сложилось. Браво, Теодор и musicAeterna! И были бисы! И тоже прекрасны! Огромное спасибо! Хочется жить и летать!
Это было невозможно прекрасно. Слезы и глупая улыбка на моем лице на протяжении всего вчерашнего концерта
Как прекрасно закончился петербургский сезон! Мы ждали чуда, и оно случилось! Оно всегда случается, если на сцене музыканты Musicaeterna и Маэстро! Божественная музыка, в которой были нежность и страсть, в которой была надежда! Спасибо за этот вечер, за ещё один прекрасный вечер, который вы нам подарили! Спасибо, за то, что вы есть! Вдохновения вам на предстоящем фестивале!
То, что это восторг, который сложно передать словами — это 1000%. Как всегда на этой площадке Теодор Курентзис выдаёт что-то необычное и неожиданное. В этот раз хоть и несколько сокращённый состав оркестра, но введены необычные инструменты и солисты. Это произвело несомненный эффект новизны и необычности звучания. Солисты были просто великолепны: прекрасные голоса, идеально подобраны произведения под тембры и манеру исполнения, фантастическое взаимодействие с Теодором. И финал… Может, это был эффект акустики зала, но я такого ещё не слышал: было ощущение, что музыка не затихает, не удаляется, а просто растворяется в воздухе и пропадает. Огромное спасибо всем исполнителям! Это настоящее искусство!
Концерт солистов musicAeterna. Равель, Шостакович, Никодиевич
Морис Равель (1875–1937)
Фортепианное трио ля минор, M. 67 (1914)
Modere
Pantoum: Assez vif
Passacaille: Tres Large
Finale: Anime

Марко Никодиевич (р. 1980)
Струнный квартет № 2 (2019)
Introduzione
Ruvido e animato
Tango. Oscuro e minaccioso
Vivace
Adagio mesto
Марко Никодиевич
Prelazak preko nochog plavetnila / «Пересекая ночную синеву» для фортепианного квинтета (2020)

Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Фортепианный квинтет соль минор, op. 57 (1940)
Prelude: Lento – poco piu mosso – Lento
Fugue: Adagio
Scherzo: Allegretto
Intermezzo: Lento
Finale: Allegretto
Исполнители:

Дмитрий Бородин, скрипка
Андрей Росцик, скрипка
Динара Муратова, альт
Владимир Словачевский, виолончель
Андрей Бараненко, фортепиано
Пермь — 15 июня
Моменты в фотографиях
Моменты в страницах
Танцевальный спектакль «Стыд»
Автор идеи, режиссер-постановщик
и хореограф Анастасия Пешкова
Художник-постановщик Юлия Орлова
Композитор Кирилл Архипов
Саунд-артист Андрей Воробьев
Художник по свету Ксения Котенева
Художник-технолог по свету Наталья Тузова
Художник по гриму Марья Козлова
Звукорежиссер Денис Одум
Драматург Ольга Потапова
Технические директора Алексей Бондаренко,
Арсений Попов
Выпускающий продюсер Дарья Третьякова
Менеджер Мирослава Косеченко
Исполнители:

Дарья Павленко, прима-балерина
Ольга Комок, голос, колесная лира, органетто
Айсылу Мирхафизхан, голос

Танцевальная труппа musicAeterna Dance:
Айгуля Бузаева
Тимур Ганеев
Евгений Калачёв
Максим Клочнев
Савва Коротыч
Елена Лисная
Айсылу Мирхафизхан
Алексей Слуцкий
Дарья Тагильцева

Художественный руководитель Анна Гусева
Главный хореограф Анастасия Пешкова
Пермь — 18 июня
Моменты в фотографиях
Моменты в страницах
Бертольт Брехт, Курт Вайль. Трехгрошовая опера
Музыкальный руководитель и дирижер Илья Гайсин
Режиссер Нина Воробьева
Ассистент дирижера Дмитрий Бородин
Хормейстер-постановщик Серафим Яковлев
Хореограф Анна Гарафеева
Художник по свету Евгений Козин
Звукорежиссер Марат Бариев
Помощник режиссера Екатерина Никитина
Ассистент режиссера Юлия Кондрашина
Переводчик текста на русский язык Мартина Маркарова
Коуч по немецкому языку Наташа Константинова
Концертмейстеры Евгения Немцева, Евгения Казакова
Менеджер по артистам Юлия Дьяконова
Продюсер Ольга Калина
Технический директор Руслан Залялитдинов
Исполнители

Драматические артисты
Макхит — Федор Воронцов
Пичем — Олег Ребров
Фрау Пичем — Алла Казакова
Полли Пичем — Екатерина Андреева
Браун — Георгий Фетисов
Люси — Анна Кузьминская
Дженни — Дарья Макарова
Филч — Павел Кравец

Солисты хора musicAeterna
Макхит — Кирилл Нифонтов
Пичем — Лев Михалёв
Фрау Пичем — Елена Юрченко
Полли Пичем — Ирина Михайлова
Браун — Павел Харалгин
Люси — Тамара Котоменкова
Дженни — Элени-Лидия Стамеллу

Танцовщики
Владимир Кирьянов
Сергей Чирков
Никита Петров
Артем Дьячков

Молодежный хор Дягилевского
фестиваля — 2024
Анна Кадинец
Евгения Зубкова
Ирина Коба
Юлия Крюкова
Цырена Болотова
Софья Орлова
Ксения Нашатырева
Александр Бабаев
Антон Андреев
Владислав Барышников
Артисты оркестра musicAeterna
Никита Зимин, Владимир Пецкус — саксофоны
Анна Комарова — флейта, флейта-пикколо
Данила Янковский — кларнет
Олжас Аширматов — фагот
Алексей Никифоров, Никита Истомин — трубы
Жерар Костес — тромбон
Анатолий Изотов — гитара, банджо, гавайская гитара, мандолина
Андрей Бараненко — фортепиано, челеста, фисгармония
Павел Прохоров, Валентин Галкин — ударные
Иван Таланин — бандонеон
Владимир Словачевский — виолончель
Павел Стёпин — контрабас
Пермь — 19 и 20 июня
Моменты в фотографиях
Моменты в страницах
Esperia
Музыкальный руководитель и дирижер Теодор Курентзис
Режиссер Анна Гусева
Хормейстер-постановщик Виталий Полонский
Хореограф Айсылу Мирхафизхан
Художник по свету Иван Виноградов
Ассистент художника по свету Наталья Тузова
Художник-постановщик Юлия Орлова

Исполнители:

Хор musicAeterna

Танцевальная труппа musicAeterna Dance

Солисты оркестра musicAeterna и приглашенные артисты:
Йоргос Калудис, классическая критская лира
Александр Ширунов, аккордеон
Мария Зоркина, арфа и леверсная арфа
Николай Мазаев, орган
Саша Листова, фортепиано
Андрей Волосовский, Алексей Амосов
и Максим Санин, ударные

Исполнители импровизации «Бикапо»:
Лада Раскольникова
Алексей Сулин
Михаил Мясоедов
Элеонора Мясоедова
Программа:

Хильдегарда Бингенская (1098–1179)
O virga ac diadema | «О жезл и диадема»
секвенция
Катя Дондукова, сопрано
Катерина Имсоква, сопрано
женский состав хора musicAeterna
Йоргос Калудис, классическая критская лира
Мария Зоркина, арфа

Теодор Курентзис
Alleluia
женский состав хора musicAeterna

Φῶς ἱλαρὸν | «Свете тихий»
песнопение входа Великой Вечерни,
византийская традиция
хор musicAeterna

Сергей Рахманинов (1873–1943)
«Воскрес из гроба»
тропарь № 14 из «Всенощного бдения»
для смешанного хора, op. 37 (1915)
хор musicAeterna

Хенрик Миколай Гурецкий (1933–2010)
Amen для смешанного хора, ор. 35 (1975)
хор musicAeterna

'Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ | «Исповедайтесь Господу»
антифон византийской традиции
хор musicAeterna

Sub tuum praesidium | «Под Твою милость прибегаем»
гимн Богородице (III–IV вв.)
Йоргос Калудис, классическая критская лира
женский состав хора musicAeterna

Александр Кнайфель (1943–2024)
«Утешителю»
молитва Святому Духу
для смешанного хора (1995)
хор musicAeterna
Ave rex gentis angelorum
гимн королю Эдуарду Мученику
(Англия, XI век)
Альфия Хамидуллина, сопрано
Катя Дондукова, сопрано
женский состав хора musicAeterna
Йоргос Калудис, классическая критская лира
Мария Зоркина, леверсная арфа
Николай Мазаев, орган

Франсис Пуленк (1899–1963)
Ave verum corpus (1952)
мужской состав хора musicAeterna

Бенджамин Бриттен (1913–1976)
A Hymn to the Virgin
для двойного хора (1930)
Катерина Имсоква, сопрано
Альфия Хамидуллина, меццо-сопрано
Артем Волков, тенор
Роман Тархов, бас
хор musicAeterna

Теодор Курентзис
Εωθινόν | «Утреннее песнопение» (2022)
Анастасия Ерофеева, меццо-сопрано
хор musicAeterna
Александр Ширунов, аккордеон
Саша Листова, фортепиано
Алексей Амосов, Андрей Волосовский и Максим Санин, ударные

Импровизация «Бикапо»
Пермь — 22 июня
Моменты в фотографиях
Моменты в прессе
Фестиваль, с 2011 года управляемый Теодором Курентзисом, верен себе: он последовательно утверждает сакральную сущность искусства, прежде всего музыки, любое прикосновение к которой — священнодействие. Хвалить хор musicAeterna, который на сей раз выступал под управлением Теодора Курентзиса, — общее место, но на сей раз он по-особенному ответил на негласный фестивальный призыв — «Удиви меня».
Церемония, поставленная с явными элементами народных и языческих обрядов и включившая духовную музыку разных культур и веков (от Сергея Рахманинова и Бенджамина Бриттена до Теодора Курентзиса), несла мощное целительное действие. Белые одежды танцовщиков musicAeterna Dance, артисты хора в черном, венки, зеркала, отраженный свет, колокольный звон и мощный контрсвет в распахнутые двери Дома музыки говорили красноречивее всяких слов о том, что темные века всегда заканчиваются радостью рассвета.
Моменты в страницах
Фото: Никита Чунтомов, Андрей Чунтомов, Гюнай Мусаева.
Генеральный партнер: